Неделя святых жен-мироносиц

аудио / видео

О подвиге самоотверженной веры святых последовательниц Христа-Спасителя. Исповедничество святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, беззаветная преданность Христу святых жен-мироносиц. Явление Спасителя Марии Магдалине, названной Церковью равноапостольной. Проповеднические труды святых жен-мироносиц, а также их последовательниц в последующее время. Сонм святых женщин, почитаемых Церковью и предлагаемых всем христианам для подражания в силе веры, стойкости и мужестве, о женах-мироносицах наших дней — обо всём этом в проповеди митрополита Святогорского Арсения.

Проповедь епископа Святогорского Арсения в Неделю святых жен-мироносиц. 18 апреля 2010 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Христос Воскресе!

Третья Неделя после Пасхи. Отпраздновав саму Пасху, а затем, празднуя в Неделю Фомину, на восьмой день воспоминание о Воскресении Христовом, мы сегодня вновь вспоминаем Пасху Христову. Да так и в Церкви установлено, что важнейший её догмат о Воскресении Христа Спасителя и о грядущем в день Его Второго пришествия воскресении мертвых более всего важен в исповедании нашей веры. Если другие двунадесятые праздники, связанные с земной жизнью Христа Спасителя, мы празднуем всего лишь один раз в год (будь то Рождество, Крещение, Преображение), то праздник Воскресения Христова Церковь положила праздновать каждый недельный день, напоминая нам о славе Воскресшего Христа Спасителя и о том, грядущем, воскресении мертвых всех последователей Христовых.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, даже сам день недельный называем днём воскресным — в память о Воскресении Христа Спасителя. Не недельный день, не седьмой день, а именно — «воскресенье»! Этот день своим напоминанием о Пасхе равняется дню Пасхальному, поэтому в воскресные дни не бывает постов. Именно поэтому в воскресные дни люди стремятся в церковь Христову, чтобы еще раз себе напомнить о том, что есть Бог и что есть вечность, к которой мы должны стремиться, вечное нескончаемое бытие.

Каждый воскресный день, особенно в послепасхальный период, Церковь посвящает тому или иному событию. Сегодняшний день воскресный и недельный называется Днём Жен-мироносиц. В сегодняшний день мы празднуем праздник собора тех жен, которые были также ученицами Христовыми, и которые последовали Ему в земной жизни. Это и Мария Магдалина, которая из благодарных чувств следовала за Христом Спасителем, потому в своё время Он исцелил её от страшной болезни беснования, изгнав из неё семь бесов. Это и другая Мария, мать апостолов Иакова и Иосии. Это и Соломия, которая была матерью апостола Иоанна Богослова и апостола Иакова Зеведеева. Это и Иоанна, которая была женой домоправителя, царедворца царя Ирода, Хузы. Это и Марфа с Марией, сёстры Лазаря, которые в благодарных чувствах ко Христу Спасителю за Его учение часто принимали Его в своём доме и один из этих приёмов даже описан в Евангелии: когда Марфа хлопотала по хозяйству, готовила угощения, а Мария слушала, не могла оторваться от слов, которые вещал Христос Спаситель, поучая её. Из благодарных чувств о своём воскресшем брате, которого воскресил Христос Спаситель — Лазаря, четверодневного мертвеца, сёстры также следовали за Христом. Также Мария, сестра Лазаря, сподобилась помазать Христа Спасителя прежде Его крестных страданий и погребения, выливши на Него фунт мира ещё во время нахождения Христа у них в гостях.

Это и другие жены-мироносицы вместе с праведными Иосифом и Никодимом, знатными горожанами города Иерусалима, князьями своего народа. Они сначала тайно посещали Христа, слушая Его учения, но когда случилась страшная Его смерть на Голгофе, они не постыдились своей веры в Него как в Мессию. Иосиф Аримафейский свой новый высеченный гроб, который он приготовил для себя, отдал для погребения Спасителя, а вместе с Никодимом они, плача, просили у Пилата отдать им тело Иисусово, чтобы погрести Его прежде дня покоя, прежде дня субботнего.

И сегодня, воспоминая этих святых жен и святых праведных Иосифа с Никодимом, в этот день мы восхваляем их веру. И, действительно, они явили свой подвиг веры, веры самоотверженной. Ведь восстали на Христа Спасителя архиереи, книжники и князи народа еврейского. Никодим и Иосиф не побоялись ни осуждений, не побоялись ни гонений, не побоялись ни преследований, открыто явили себя последователями Христовыми. Это своего рода исповедничество. Как в годы гонений, тридцатые или двадцатые годы, объявить себя человеком верующим и церковным — это значило подвергнуть себя гонениям, насмешкам и уничижениям. И как в тридцатые–двадцатые годы люди не отрекались от Бога, поступая так, идя и на каторги, и в заключение, подвергая гонениям не только себя, а даже своих наследников, как врагов народа, так точно и Иосиф с Никодимом — они проявили исповедничество.

Жены-мироносицы были вместе с Божией Матерью, разделяя Её скорбь. Когда апостолы разошлись «страха ради иудейского», все разбежались, только Иоанн Богослов остался верным Христу до креста и до распятия, не смалодушничал. Как не смалодушничали вместе с ним и жены-мироносицы. Но апостол Иоанн Богослов имел всё-таки некое оправдание: он был родственником первосвященника, и может, поэтому, из-за этого и не побоялся гонений. Жены же мироносицы не имели такого родства. Они были у распятия Христа Спасителя, они присутствовали при Его погребении, они утешали Его Пречистую Матерь, они ожидали, скорее бы прошёл день субботний (потому что день субботний был свят у еврейского народа, в течение его ничего нельзя было делать). Они поспешили ещё «заутра», как говорит Евангелие: «еще сущей тьме», на гроб. То есть, рано: ещё солнце не взошло, ещё рассвета не было — они после дня покоя субботнего поспешили утром недельного дня, чтобы воздать должный почёт погребённому их Учителю — Мессии Спасителю Христу. Они взяли с собой благовонное миро, взяли чистые пелены и шли на гроб, не думая, что огромный камень привален ко гробу, что запечатан печатью Синедриона, что там поставленные Пилатом воины, которым повелено было стеречь гроб до третьего дня. Они несмотря ни на что, ни на стражу, ни на трудность отвалить камень, ни на самую тьму ночную, ничего не убоялись. У них только одно было — благодарное чувство, любовь и вера ко Христу Спасителю, к Которому они со слезами спешили отдать последний долг, помазавши Его тело миром.

Но, когда они пришли ко гробу, они явились первыми вестниками Воскресения. Это они первые после Божией Матери услышали из уст ангелов, находящихся в гробной пещере, слова: «Что ищите живого с мертвыми? Нет Его здесь, Он восстал», а Мария Магдалина, задержавшаяся у гроба и приникнувшая, и плакавшая, сподобилась увидеть Самого Спасителя, Который воскликнул ей: «Мария», и она воскликнула: «Раввуни, еже глаголется, учителю», и устремилась в приливе радости великой ко Христу Спасителю и услышала от Него слова: «Не прикасайся Мне». Так сказал Христос, как бы давая понять, что это не просто человек перед ней стоит оживший, но что это — Бог Воскресший, соединивший с Собой человеческую плоть «неслитно и нераздельно». Настраивая ум её к возвышенному созерцанию, Он останавливает её в простых человеческих чувствах восхищения, и говорит ей, чтобы она шла к апостолам и Петру. Недаром Он говорит эти слова, чтобы она шла к апостолам и Петру, ведь Пётр трижды отрекся, и он уже не был в числе апостолов, как читаем в Евангелии: «Рцыте учеником Его и Петрови, яко варяет вы в Галилеи», но Господь, переживая и зная его покаяние и волнуясь за его душу, говорит и о Петре. И они поспешили, жены-мироносицы, к апостолам и верным Христовым ученикам, которых было множество. Они бежали из дома в дом, из селения в селение, со словами: «Христос Воскресе»! И это приветствие мы по сегодняшний день произносим, братья и сестры, в знамение веры в Воскресение Христово и в наше всеобщее воскресение.

Жены-мироносицы поспешили к апостолам. Но, как всегда, женщина живёт сердцем: так говорят святые отцы, что женщина живёт сердцем и чувствами, мужчина часто живёт разумом и требует каких-то доказательств и уверений, поэтому апостолы не сразу поверили. Это потом уже Христос, явившись одиннадцати апостолам, поносил неверстие их и жестосердие, что они не верили тем, кто говорил о Его Воскресении. Это потом уже Фома говорил: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму вeры». И Христос и ему явился, снисходя к его немощи и маловерию: «Принеси перст твои сeмо, и виждь руцe Мои, и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя. И не буди невeрен, но вeрен». И апостол Фома воскликнул слова, которые до сих пор утверждают догмат об истинности пришествия в мир Христа Спасителя и истинного Мессии: «Господь мой и Бог мой». Но начало этой веры в апостолах, семена этой веры, посеяли святые жены-мироносицы. Они проповедали впоследствии наряду с апостолами христианство.

Недаром святая Мария Магдалина названа Равноапостольной, потому что она понесла труды, равные ученикам Христовым и апостолам, потом прошедши по всему миру и проповедуя Евангелие Царствия Божия. Это благодаря их проповеди мы, братья и сестры, имеем сегодня традицию красить пасхальные яички. Потому что именно с этим яйцом, как с даром простым, пришла Мария Магдалина к Императору Римскому, говоря о Воскресении Христовом, и тот, усмехаясь, сказал: «Вот, если белое яйцо в твоей руке покраснеет, то тогда я и уверую, что Христос воскрес». И свершилось чудо, в её руках яйцо сделалось алым, и с тех пор принята традиция на Пасху красить пасхальные яйца — в память о том событии, которое совершилось с равноапостольной Марией Магдалиной в городе Риме, в императорском дворце.

Это впоследствии святые жены проповедовали во Франции — именно, Мария Магдалина, Марфа и Мария, сёстры Лазаря. Они высадились на побережье Франции, тогдашней Галлии, как она называлась, и в первом веке проповедовали там христианство. И с тех пор на побережье, на месте, где они высадились, стоит селение, которое называется «селение трёх Марий» — потому что Мария Магдалина, Мария Иаковля, Марфа и Мария, сёстры Лазаря приплыли сюда на корабле, чтобы проповедовать христианство в народе незнаемом и в государстве, тогда ещё диком. И сами мощи Марии Магдалины как проповедницы христианства хранились до французской революции в самой Франции как величайшая святыня, но во времена потрясений первой революции в конце восемнадцатого века они были сокрыты. И по сегодняшний день эти мощи пребывают где-то сокрытыми, но там же — в земле, которая первая услышала проповедь из уст своей просветительницы. И впоследствии, следуя женам мироносицам, много жен потрудилось в распространении проповеди Слова Христова.

Мы вспоминаем, братья и сестры, равноапостольную царицу Елену, которая вместе с сыном своим, Константином, утвердила Православную веру, и всю жизнь свою, до самой глубочайшей старости и смерти, стремилась распространить и укрепить её. Это и равноапостольная Нина, просветительница Грузии, которую как святую Нино почитает вся Грузия, как свою просветительницу, сродницу святого великомученика Георгия Победоносца. Это и святая равноапостольная княгиня Ольга, которую называют «зарёй утренней, предваряющей солнце», — крестителя Руси, равноапостольного князя Владимира. Это она была женщиной — правительницей, которая не побоялась в языческом государстве, принявши крещение, проповедовать христианство. И настолько она была мудра и благочестива, что когда князь Владимир решил крестить Святую Русь и киевлян, то бояре, сошедшись и рассуждая о выборе веры, говорили: «Недаром и Ольга, мудрейшая из жен русских, приняла христианство от греков, последуем же её примеру». Её пример благочестия, пример её мудрости и рассудительности был причиной принятия нашим Отечеством Святой Православной веры.
Мы можем множество называть святых жен, которые прославлены Святой Церковью в лике святых: это и святая великомученица Варвара, это мученицы отроковицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София, это святая мученица Татиана, которая считается у нас на Руси покровительницей образования. Да сколько можно перечислять жен святых, которых Церковь прославила, вознесла на свечник, как пример для подражания! Это они твёрдостью своей веры, своим искренним благочестием, своей самоотверженной любовью к Богу и к ближнему, которым служили здесь, при земной своей жизни, стяжали имя святых жен. Достаточно, братья и сестры, вспомнить и простых жен, не прославленных Церковью, но, тем не менее, служивших Богу и служивших нашему с вами воспитанию.

Достаточно вспомнить наших бабушек, наших матерей, которые своим благочестием, своим трудом, подчас непосильным, своей нравственностью служили для нас примером. Примером того, как надо жить, как надо трудиться, как относиться к ближним, влагали в нас начатки веры, в сердца и умы наши, хоть чуть-чуть, хоть что-то говоря нам о Боге в безбожное время, когда был тотальный атеизм, и когда часто церквей было всего одна на район. Они не забывали Бога и эту веру, которая жила в них — живую веру. Эту веру они старались вложить в нас, и во многом благодаря их воспитанию и их примеру мы сегодня стоим в храмах Божиих и называемся православными христианами. Это они тайком нас крестили, даже зачастую от своих родителей, которые негативно относились к Церкви Христовой. Это они тайком учили нас «Отче наш», показывали, как нужно креститься, начатки веры вкладывая в нашу душу, как искорки зажигая, которые потом уже Христос Своей благодатью и Своим промыслом развил в пламя Божественной любви — по отношению к Богу, к Его Святой Церкви, и к нашему Отечеству, Руси Святой, в пламя любви к Богу и ближнему, которое сегодня мы имеем в сердцах своих.

Сегодня Церковь восхваляет женщину-христианку. Никто так не возвысил женщину, как христианство. Сколько у нас, братья и сестры, не только в городах, не только в сёлах, но и в домах икон Божией Матери! Каждый, сочетаясь браком, часто благословлялся иконой Божией Матери на семейную жизнь. Часто образок Царицы Небесной вешали матери на шею сыновьям своим, которых провожали на войну или в армию, часто иконой Божией Матери благословлялись при тех или иных событиях мы, братья и сестры. И, взирая на Царицу Небесную, мы возвышенно почитали Её как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Сколько раз, братья и сестры, мы прибегали к иконам и к святым мощам угодниц Божиих, которые прославлены Церковью, и которые почивают нетленными мощами, сколько жен святых воздвигли монастыри и послужили в этих монастырях монашеским подвигом, вымаливая наши с вами души! Сколько простых этих женщин и в советское безбожное время, и в годы гонений, не бросали церкви, когда мужчин одного-двух можно было увидеть, которые по малодушию, «страха ради иудейского», страха ради безбожия, боялись и зайти в церковь. Женщины наполняли храмы Божии, стояли на клиросах пели, их часто вызывали уполномоченные всяческие, уничижая их, грозя лишением родительских прав и прочими прещениями. Но они не оставляли Церкви Христовой.
Подражая женам-мироносицам и глядя на их подвиг, братья и сестры, будем подражать во всём добром: в словах, в делах, в мыслях, в благочестивой жизни тех, которых приводит нам благодарная память в напоминание. Вспоминая сегодня и святых угодниц Божиих, вспоминая и жен-мироносиц, вспоминая и наших благочестивых предков: бабушек и матерей, в сегодняшний день Церковь сугубо величает и восхваляет женщину-христианку.

День Жен-мироносиц был женским днём Святой Православной Церкви столетия и века. Это в советское время этот день заменили праздником 8 марта, назвав его международным женским днём, без всякого смысла, без всякой причины. Церковь же Православная вкладывает в этот женский день — день Жен-мироносиц особый смысл. Она величает женщину нравственную, женщину-труженицу, женщину, которая чиста душой и сердцем своим, которая явила подвиг самоотверженного служения Богу и ближнему своему. Величая таковую женщину-христианку сегодня, Церковь Христова через мои уста грешного архиерея поздравляет всех православных женщин с их днём, с их праздником, с их днём величия — величия, которое даровал Господь.

Помните, что на женах и матерях лежит величайшая ответственность. Особенно эту ответственность чувствовала и понимала Церковь Христова. И в пословице которую часто приводят как уничижительную пословицу, что «женская дорога от печи до порога», — это не рабство женщины, это понимание смысла женщины, её служения ближнему и обществу, что главный смысл служения женщины — это хранение мира в семье и воспитание детей, воспитание детей нравственных, духовных, наследников Царствия Небесного. Недаром говорят, что материнская молитва небеса потрясает и со дна моря достаёт. Будьте таковыми молитвенницами, будьте таковыми хранительницами мира в семье!

Конечно, сейчас это очень сложно в наше время, потому что кроме своих обязанностей, которые несут женщины, воспитывая детей, храня порядок в доме, готовя, стирая и убирая, они выполняют ту работу, которая часто бывает незаметна. Но их государство, так льстиво сказав, что оно равняет женщину в правах с мужчиной, нагрузило ещё работой в цехах, на производстве. И эта женщина вместо того, чтобы быть хранительницей очага, приходит издёрганная, измученная со своей работы, и не знает дома за что хвататься: то ли за воспитание детей, которых улица воспитывает, то ли за наведение порядка, то ли за приготовление обеда и ужина, которое так же лежит в её обязанностях. Церковь всегда понимала служение женщины, — это воспитание христианского поколения. Поэтому раньше и было большинство жен, которые не работали на производствах и предприятиях, а которые служили своей семье — служили своими молитвами, своим трудом, своим примером благочестивым и нравственным.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, вспоминая сегодняшнее празднество, будем благодарны. У кого живы матери, бабушки, жены, то не забудьте в сегодняшний день поздравить их, особенно верующие мужья и верующих жён. Сегодня их день, их праздник! У кого их нет, они отошли в вечность, ко Христу Спасителю, в сегодняшний день поставьте свечу о их упокоении, не забудьте о них помолиться в сегодняшний день, поминая их на службе, на ектении заупокойной, которая сейчас будет говориться на следовании Божественной литургии.
Не забывайте в сегодняшний день ни живых, ни мертвых. Ни тех, кто ещё сегодня служит нам и заботится о нас, не забывайте и тех, кто послужил своей жизнью, чтобы нас родить, вскормить, вырастить и воспитать. Не забывайте о них, братья и сестры, и верьте, что во Второе пришествие Христово тогда какая великая радость будет от встречи, от встречи с теми, с кем, казалось, мы уже расстались навсегда. А мы ведь ещё встретимся с теми, к которым благодарные чувства живут в наших душах по сегодняшний день и будут жить до самой нашей кончины. Встретившись с ними, мы действительно будем праздновать Пасху Христову в вечности, которая уготована Христом всем, кто к Нему стремится, кто к Нему стремился и кто к Нему будет стремиться, отвлекая своё внимание от греха и со смыслом проводя эту земную жизнь, стараясь её прожить в нравственности, в духовности, стараясь прожить её с чистой совестью. И если мы так жизнь будем жить, то и радость на небе наших матерей будет о нас, братья и сестры, что не напрасно их воспитание, не напрасны их труды, не напрасны их молитвы.

Постарайтесь в сегодняшний день быть утешением для тех, кому мы многим обязаны. И да будет эта радость, братья и сестры, пасхальная радость и в нашей земной жизни вместе с нами, и да будет эта радость и в нескончаемой вечности с Богом, и со всеми нашими ближними, которых мы помним и с которыми ожидаем встречи. Аминь!

Христос Воскресе!

Проповедь епископа Святогорского Арсения в Неделю святых жен-мироносиц. 18 апреля 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *